Лимарев В.Н.
В соответствии:
В.В. Головня. «Аристофан».
Без рабовладельческого Афинского государства
не было бы современной Европы.
Не только общественная, но и личная жизнь каждого афинянина была на виду.
Афинские жители часто общались друг с другом, мужчины, например, встречались на народном собрании, в суде присяжных; к тому же, как во всяком южном городе, значительную часть времени проводили на улице, на форуме, рынке и в театре. Они не только покупали товары, и обсуждали последние новости в государстве, но и устраивали философскими диспуты.
У афинян было много свободного варе6мени и это время они заполняли философскими упражнениями, обсуждением общественно-политических вопросов.
Посреди площади было огражденное пространство, где вместе домашней тварью продавались рабы.
В Афинах была рабовладельческая демократия. Создателями материальных ценностей были в основном рабы. Их трудом распоряжался рабовладелец.
По исчислению одних исследователей, рабов в Афинах в середине 5 века до н.э. было в несколько раз больше, чем свободных граждан. Другие исследователи считают, что на а Афинах свободных граждан было 100-150 тыс. человек и примерно и такое же количество рабов.
Это в Афинах, но там не народилась основная масса рабов.
Основная масса рабов работала на Лаврентьевских рудниках и промышленных предприятиях. Именно рабы производили ту продукцию, которой успешно торговали афиняне по всему миру. Доходы от торговли и производства были основными статьями дохода афинского государства.
Имелись как мелкие мастерские, где работали всего несколько рабов с хозяином и крупные, где работали десятки и даже сотни рабов.
Благодаря такому разделению труда: когда основные трудоемкие работы производили в государстве рабы, стало возможно развитие торговли, а также науки и искусства и философии.
«Только рабство сделало возможным и более
крупном масштабе разделение труда между земледелием и промышленностью и таким
путем создало условия для расцвета культуры древнего мира - греческой культуры.
Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки:
без рабства не было бы и римского государства. А без этого фундамента, который
был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы.
(Ф. Энгельс. «Анти-Дюринг».)
главная