Лимарев В.Н.
Проксения,
т.е. гостеприимство в Древней Греции.
«Хочу сказать об
радушие Афин, всех без исключения впускающих в свой город».
(Речь Перикла, согл.
«Истории» Фукидита)
Древнейшей формой отношений в Древней Греции,
позволяющей производить расширенные связи между полисами, является проксения
(гостеприимство). Проксения существовала между отдельными лицами, родами,
племенами и целыми государствами.
В полисах были люди прибывшие из других полисов,
который находились под покровительством закона о гостеприимстве.
Проксены, пользовался определенными льготами и преимуществами в отношении налогов, торговли, суда по отношению к иностранцам на
которых не распространялся закон о гостеприимстве. Проксены, в свою очередь,
имели и определенные обязанности перед полисом их приютившем. Через проксенов
велись дипломатические переговоры. Если приезжало в огород посольства из
другого полиса, то она, как правило, останавливалось у выходцев из их города,
т.е. проксенов живших в этом городе.
Когда, вследствие остракизма, изгнанный (как правило, богатый) человек покидал свой город, то он находил
приют, как гость, в другом полисе. Изгнанные из Афин подчас поселялись в
Спарте.
Когда прославленный афинский стратег Кимон был изгнан из Афин после
победы демократических сил, он нашел приют
Спарте. И в сложное для Спарты
время, обусловленное третьей Мессенской
войной, Кимон вел переговоры, как посредник с Афинами и благодаря его
деятельности был заключен мир в 551 г. до н.э. между
Спартой и Афинами.
Все чужестранцы, проживающие в каком-либо городе,
находились под покровительством Зевса-Ксения (гостеприимца).
Проксения способствовала развитию дипломатических
связей, торговли, исправлению религиозных обрядов у святынь и... путешествий в
греческом супеэтническом пространстве. Стали создаваться специальные гостиницы для
купцов и путешественников.
Примечание:
Рисунок на греческой вазе: «Артемида кормящая лебедя». Афины нач. 5 века до н.э.
главная