ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО в Древней Греции 4 века до н.э.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  • ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО в Древней Греции 4 века до н.э.

    Эсхин (389-314 г до н.э.) - греческий политический деятель, оратор. Эрмитаж.  (Фото  Лимарева В.Н.)

    Потребность демократического общества в создании и повышении  роли выборных учреждений: народного собрания и суда,  породили потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать силой слова и доказательств.

    В конце 5 века до н.э. – начале 4 века до н.э. сформировалась  наука об ораторском искусстве – риторика. Создателями риторики считают софистов,  которые имели одну цель – убеждать.  Это называлось «заставлять худший аргумент оказаться лучшим» и исходили из принципа: «Мера всех вещей человек».

    Каждая судебная речь должна состоять из вступления с изложением сути данного дела, для того, чтобы заранее повлиять на судью. Главная цель рассказа – заставить судью поверить в правдоподобность фактов, развивать драматическую картину с участием персонажей, чтобы  (частично правдивый) рассказ был правдоподобен. За рассказом следовали  «логические»  доказательства. Заканчивалась речь эпилогом,  в котором патетика  достигала высшей точки, как правило, с использованием художественных приемов вызывалось сочувствие к обвиняемому.

    Усердие софистов, их стремление привить молодежи навыки искусного спора, аргументированных прений на любые темы, породили устойчивый интерес греков и прежде всего обитателей демократических Афин к судебным речам.

    Большую популярность приобрели образцовые речи в защиту и похвалу кого-либо из героев древних мифов. Так, софист Горгий, составивший похвальное слово Елене Прекрасной, имел последователей в лице ораторов Поликрата и Исократа.

    Появились и выдержанные в лучших традициях риторики похвальные речи жестокому циклопу Полифему, которого ослепил Одиссей, кровожадному царю Бусирису, побежденному Гераклом, гетере Лайде. Софист Алкидам не остановился даже перед тем, чтобы написать «Похвалу смерти».

    Необходимо принять во внимание, что древние ораторы были своего рода художниками, поэтами, искусство которых было подчинено определенным правилам.

    На рубеже V—IV вв. до н.э. заявил о себе выдающийся афинский судебный оратор Лисий (435—380 г до н.э.). В его речах — яркое, житейски, психологически достоверное бытовое повествование; замечательные социально-нравственные характеристики истцов и ответчиков, создающие обобщенные контрастные типы современников; простота и ясность стиля.

    Великолепным стилистом был и продолжатель традиций софистов оратор Исократ (436-338 г. до н.э.). Речи, которые должны не только убеждать, но и услаждать слух, составляются из расчлененных, гармонизированных, тщательно рассчитанных даже по количеству слогов периодов, обладающих строго определенным ритмом. Этими новыми приемами ораторского искусства Исократ охотно делился со своими учениками в созданной им платной школе наподобие тех, что были основаны софистами. Открытая в 391 г. до н. э. школа - стала первой риторической школой с регулярным обучением. Готовила она не просто людей, владеющих словом, умеющих вести диспуты, но прежде всего хороших знатоков политической жизни и психологии, способных повести за собой сограждан в тот судьбоносный период в истории Афин, который наступил в первые десятилетия IV в. до н. э.

    Из школы Исократа вышли как знаменитые впоследствии ораторы Демосфен (384-322 г. до н.э.), Гиперид, Эсхин (389-314 г до н.э.), Ликург,  и другие.

    Замечен в 4 веке до н.э. отказ от натурфилософских традиций исследования природы: космоса; того, что  ранее глубоко повлияли на всю систему обучения и воспитания греческой молодежи.

    Сам Исократ, не обладавший сильным голосом, редко выступал публично, но роль его в политической жизни тогдашней Эллады весьма велика. Исократ вел политическую пропаганду, распространяя публицистические сочинения, восхвалявшие аристократическое устройство доперикловых Афин и порядки при законодателе Солоне. Основываясь на этих идеалах «доброго старого времени», Исократ призывал греков сплотиться под эгидой Филиппа Македонского и обратить доблестное оружие на Восток, против давнего врага — Персии. Быть может, он не ведал, чем грозит его родине усиление Македонии.

    Лучший из учеников Исократа, величайший греческий оратор Демосфен вырос в обстановке острой политической борьбы.

    Живость речей Демосфена, захватывающая слушателей, достигалась его умением вводить красочные рассказы, стихи, диалоги, давать блестящие характеристики.

     Недаром один из античных авторов, Клеохар Мирлейский, сравнивал речи Исократа с ухоженными и прекрасными телами юных атлетов на состязаниях, а речи Демосфена — с воинами в полном вооружении, грозно сверкающими оружием и доспехами.

    Исократ рассчитывал, что объединение под гегемонией царя Филиппа поможет грекам решить свои проблемы путем завоевательных походов на Восток. «Нуждающееся в земле крестьянство",— писал он,— "получит обширные пространства земли; бродяги, вместо того чтобы терзать Элладу, найдут применение для своей деятельности в Азии... Победа даст процветание тем, кто останется дома, и богатую добычу воинам».

    В противоположность этому Демосфен с самого начала был убежден в роковых последствиях победы македонского царя для независимости и демократического строя в Афинах.

    Страстное слово Демосфена достигло цели: афиняне, наконец, вступили в союз с фиванцами для отражения македонской экспансии. Но, как уже говорилось, эта мера оказалась запоздалой.

  • Демосфена сделала оратором несправедливость, нужда или жадность?
  • Противником Демосфена был оратор и политический деятель Эсхин, который выступал за мирный договор с Филиппом 2 на невыгодных для Афин условиях, по которому Афины теряли все свои колонии на фракийском побережье.

    Эсхин сумел победить Демосфена в политической борьбе, обвинить в клевете на себя и  Филиппа 2.  Суд присудил Демосфену уплату штрафа, после этого Демосфен отправился в добровольное изгнание на остров Родос.

    Установление в Греции македонского господства создало, естественно, неблагоприятные условия для развития традиций политического красноречия. Не удивительно, что ближайшие сподвижники Демосфена, Дейнарх и Демохар, действовавшие на рубеже IV—III вв. до н. э., — последние известные политические ораторы в Афинах. Время демагогов прошло...

    Источники:

    К.  Куманецкий.  «История культуры Древней Греции и Рима. Классическая Греция в IV в. до н. э.

    «Античная литература». Под редакцией проф. А.А. Таха-Годи.

    В.Ф. Асмус. «Античная философия».

     

  • главная