Краткая история Греции.(6 век до н.э.)

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

    Краткая история Греции, факты без комментария.

    (Этническая история в хронологическом порядке.)

    Акматическая фаза. (Зрелость).

    Третий период – «торжество».

    6 век до н.э.

    Сражение. Ваза. Коринф. 570-550 г до н.э. Эрмитаж. (Фото  Лимарева В.Н.)

  • Торжество. (7 век от начала этнич. истории)
  • Финикийская (конец 2 в до н.э.- начало 1 тыс до н.э.) и греческая колонизация (8-5 век до н.э.) (карта)
  • Древняя Греция (до конца 6 в до н.э.) (карта)
  • Греческая колонизация (8-5 в до н.э.) (карта)
  • Греческая колонизация (8-6 век до н.э.) (карта)
  • Греция 7-6 век до н.э. (карта)
  • Карта мира в представлении Древних греков: 7 век до н.э., 6 век до н.э., 3 век до н.э. (карты)
  • Древняя Аттика.
  • Сила поэтического «СЛОВА» или ораторы в Древней Греции.



  • Голова богини.Беотия. 6-5 век до н.э.  Эрмитаж. фото Лимарева В.Н.

    Начало 6 века до н.э.

    Возникновение товарно-денежных отношений в Греции.

    Чеканка монет в Греческом мире началась на острове Эгина.  Затем в других полисах. Утвердились два стандарта денег в товарно-денежных  отношениях: эгейский и эвбейский. В ходе товарно-денежных сделок  в Коринфе, Афинах, Халкиде, Эритрии использовался эвбейский монетный стандарт. За основу была принята весовая единица «талант», рваная 37 кг металла (эгейский стандарт)  и 26 кг (эвбейский стандарт). В зависимости от номинала, монеты чеканились из серебра, меди и бронзы.

    Уже во времена  правления Салона в Афинах деньги были в обращении. Солон  ввел использование в Афинах эвбеского монетного стандарта, и упорядочил выпуск денег.

    Начало 6 века до н.э.

    Образовался научный или философский центр (школа) в Милете.

    Трагические события в Финикии, захват городов государств ассирийцами привели к бегству образованных людей  в финикийские колонии и Милет. Об основателе Милетской научно-философской школе практически ничего не известно. Предполагают, что в молодости Филес занимался торговлей и посещал Финикию и Египет. Но, наиболее вероятно,  что Филес прибыл в Милет из  Финикии.

    Научных сочинений Филес после себя не оставил, тем не менее в Греции считали его первым из корифеев науки.

    Филес и его последователи дали толчок к развитию греческой науки.

    Портрет на обломке тарелки. Найден в Крыму. Милет-? 6 век до н.э. Эрмитаж. (Фото  Лимарева В.Н.)

    Начало 6 века до н.э.

    Мидийская держава.

     

    В результате разгрома Мидией  Ассирии и Урарту образовалась Мидийская держава  в Передней Азии.  В Мидийское государство входила  и Персида  (современный Фарс).

    Греческий шлем.(Древняя Греция,6 век до н.э.) Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    594 г до н.э.

    Захват афинянами острова Саломин.

    Салон занимался морской торговлей и увлекался философией и  поэзией.  В 594 году он призвал граждан Афин  в стихотворной форме захватить  остров Саломин, который находился недалеко от Аттики, но принадлежал  полюсу Мигара. Он возбудил  афинян своими патриотическими стихами. И военный отряд ,руководимый  Писистратом, захватил остров и присоединил к Аттике.  После победы на Саломине, бедные афинские граждане получили там земельные наделы.

    594-593 г до н.э.

     

    Реформы Салона в Афинах.

    В 594-593 года в Афинах был избран архонтом (высшим должностным лицом, обладающим законодательным правом) выходец из торговцев Солон.

    Солон, стразу после избрания, издал ряд законов заложивших основу афинской рабовладельческой демократии.

    Важнейшая из реформ состояла в том, что Солон ликвидировал долговое рабство и приказал снять все долговые камни, которые устанавливались ранее на земле должника. Крестьян, проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить за государственный счет.

    Солон произвел преобразование государственного строя. До реформ вся власть в Афинах принадлежала аристократии, народ не принимал участия в управлении государством. Солон привлёк к управлению государством не только наследственных аристократов, но и богатых людей простого происхождения. Он разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от их имущественного положения.  Это деление влияло на службу в войсках и на возможность занимать государственные должности: граждане первых трёх разрядов могли занимать высшие должности, беднейшие же граждане имели право участвовать только в народном собрании и в судах.

    Ваза. Аттика. 6 век до н.э. Эрмитаж. (Фото  Лимарева В.Н.)

    Салон запретил вывоз из Аттики зерновых, зато разрешил вывоз  оливкового масла. Он издал законы, поощряющие разведение виноградников, садов и огородов и регулирующие право пользования колодцами и вообще оросительной системой.

    В целях развития ремесла  и торговли Салон издал закон, по которому сын  мог отказать престарелому отцу в поддержке, если тот не научил его в свое время какому-нибудь ремеслу, и издал закон против праздности.

    Высшей законодательной властью в Афинах стало народное собрание.  Для предварительного обсуждения законов был создан особый «Совет четырехсот».  Народ же утверждал или отвергал предложенные ему проекты законов. От народного собрания зависело также избрание высших должностных лиц.

    Суд при Солоне стал составляться из всех граждан. Любой гражданин мог сам или через посредника преследовать обидчика по суду. Солон осуществил унификацию мер и весов, провёл реформу афинского календаря.

    Реформы стимулировали торговлю и производство  не только в Аттике, но и ионийских колониях, находившихся в прямой или косвенной зависимости от Афин и повлияли на законодательную инициативу в греческих колониях в Италии и дали толчок к политическим переменам в Риме.

    Сражение. Фриз храма в Дельфах. Греция. 525 г до н.э.  (Фото  Лимарева В.Н.)

    591-585  г до н.э.

    Война между Лидией и Мидийским государством.

    В 591 году, во время царствования в Лидии  Алиатта II (600—560 гг. до н. э.)  вспыхнула  война между Лидией и Мидийским государством, которая провожалась 6 лет с переменным успехом и завершилась мирным договором. Река Галис по условиям мирного договора  была объявлена границей  между Мидий и Лидией.

    Богиня с голубем. Иония (древняя Греция, сер 6 века до н.э.) Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    585 г до н.э.

    Смута в Коринфе.

    Успешное правление Коринфом диктатора Периандра продолжалось до  585 до н.э. После этого начался упадок Кроринфа и возвышение Афин. Псамметих, племянник Периандра , третий представитель этой династии, продержался у власти лишь три года и был убит.

    560-527 г до н.э.

    Тирания Писистрата в Афинах.

     

    В Афинах общество в целом поддерживало реформы Солона, но старая знать старалась отменить или игнорировать некоторые положения закона. В обществе была напряженная обстановка. Писастрат, выражавший интересы демократических слоев населения, вооруженным путем захватил власть и установил тиранию. Писастрат стал продолжать политику Солона на поддержание мелких землевладельцев, промышленного и торгового население. Тирания Писистрата обеспечивала сохранение всех установлений Солона и обеспечили дальнейшую демократизацию Афин и зависимых и полузависимых от Афин политических образований.

    Правил Писистрат не весь указанный период (560-527 г до н.э.) Дважды его изгоняли из Афин его противники недовольные его ориентацией на поддержку бедняков. Но затем он опять захватывал власть в Афинах и удержался у власти  до смерти в 527 г до н.э., передав бразды правления своим детям: Гиппию и Гиппарху.

    560-546 г до н.э.

    Возвышение Лидии при царе Крезе.

    Крез (560-546 г до н.э.) - сын Алиатта II, сменивший отца на престоле Лидии, продолжил начатой его отцом укрепление государственности.  Он добился того, что все азиатские греки стали платить дань Лидии. О богатстве Креза ходят легенды, так как доходы в казну пополняли захватившие торговлю в Эгейском и Черном море греческие купцы.

    Крёз посылал щедрые дары в греческие храмы (Дельфы, Эфес). Он преподнёс святилищу в Дельфах статую льва из чистого золота.

    Человек с амфорой. Беотия. 6-5 век до н.э.  Эрмитаж. фото Лимарева В.Н.

    555-504 г до н.э.

    Образование Пелопонесского союза.

     

    К середине 6 века Спарта владела на Пелопоннесе около  2/5 всех земель.

    Начало союза положило обращение жителей Тегеи (город в Аркадии) к Спарте с просьбой  изгнать из города мессенцев осевших там после мессенской войны. Спарта и Тегей заключили в 555 году  «равноправный» договор. В последствие Спарта навязывала договор другим полисам на Пелопоннесе  под предлогом борьбы с мессенцами.  От этих предложений, учитывая мощь Спарты, было трудно отказаться. В союз были втянут постепенно все  независимые полисы Пелопоннеса.

    По договору, который был окончательно оформлен  в конце 6 века до н.э. союзники были обязаны в случаи войны выставлять 2/3 численности  своего войска под  командования Спарты. В случаи морских сражений поддерживать Спарту деньгами и морскими судами.

     

    «Теоретически все члены союза были равноправны: каждый полис пользовался правом голоса. Однако последнее слово оставалась за народным собранием Спарты. Именно на этом собрании утверждали  решения принятые союзниками».

    (А.В. Волков.  «Спарта со щитом и на щите».)

     

    В союз были втянуты Мегары и Коринф находившиеся я в Средней Греции.

    552-550 г до н.э.

    Кир завоевывает Мидию.

    Освободившись от зависимости от Мидии, персы начали борьбу с Мидией. Персидский царь Кир  воспользовался конфликтом между Мидийским царем Астиагом и знатью  в 550 году покорил Мидию.

    «Посланцы разнесли в Мидии весть. Великая армия Мидии сложила оружие перед Киром.  Царь Астиаг захвачен в плен. Кир не убил Астиага; он заключил его под стражу в своем дворце как заложника».

    ( Галольд Лэмб. «Кир Великий»)

    Всадник на коне. (игрушка) Беотия
 (6-5 век до н.э.) Эрмитаж. (Фото  Лимарева В.Н.)

    Вторая половина 6 века до н.э.

    Спарта становится жандармом в Греческом мире.

     

    Воин - возничий колесницы. 6 век до н.э.(Крит). Эрмитаж. фото Лимарева В.Н.

    С появление то в одном, то другом полисе тирании, привели к тому, что Спарта взяла на себя функции жандарма  в Греции.  

    Если где-нибудь народ поднимал восстание и к власти приходил  тиран, спартанцы спешили на помощь обиженной аристократии.

    «Античные историки – особенно Плутарх – с воодушевлением перечисляли тиранов, свергнутых при участи Спарты.  В это списке  был  и Лигдамид, «финансовый гений» Наксоса, что конфисковал имущество у богатых, а потом продавал его им. Были и Кипселиды, самое могущественное семейство в Коринфе…

    Хотели свергнуть спартанцы и  диктатора Поликрата из Самоса. Войско Пелопонесского союза на корабля отправилось на богатый остров Самос (у  восточного берега Эгейского моря). Спартанское  войско легко захватило остров, защитники укрылись в крепости, где выдержали сорок  дней осады, спартанцы   не добившись желаемого, получили откуп, и отступили».

    (А.В. Волков.  «Спарта со щитом и на щите».)

    Вторая половина 6 века до н.э.

    Сформировался Беотийский союз.

    В Беотии гегемоном стали Фивы. Под их эгидой, вероятно принудительно,  был сформирован Беотийский союз.  В союз вошли полисы: Тинагра, Феспий, Короней.  Платей, не желавший  подчиниться Фивам обратился к Афинам за помощью. Афинские войска в союзе с войсками Платея в 507 г до н.э. развили войско Беотийского союза. Фивы утратили гегемонию в регионе.

     Счастливый человек. Музей в Дельфах.  6 век до н.э. (Фото  Лимарева В.Н.)

    547 г до н.э.

    Лидия начинает борьбу с Персией.

    Получив весть о том, что его царь Мидии Астиаг  свергнут персом Киром. Лидийский царь стал готовиться к войне. Он собрал большое войско и направил его к границам Мидии, и заключил военный договор с не подчинившейся Киру Вавилонией и Египтом.

    Кир направил Крезу письмо:

    «Пусть Лидийский царь признает себя военачальником защитником Кира, царя мидян и персов.  После этого он может править своим народом и городом Сардами как сейчас правит ими. Его жизнь никак не изменится от подчинения Киру как высшему повелителю».

    ( Галольд Лэмб. «Кир Великий»)

    Крез прислал высокомерный ответ:

    «Царь Крёз никогда не подчинялся приказам других. Менее всего он обращает внимание на приказы персов, которые были рабами мидян и будут рабами лидийцев».

    ( Галольд Лэмб. «Кир Великий»)

    После этого война стала неизбежной.

    546 г до н.э.

    Кир завоевывает Лидию.

    Враги ворвались в город. (В подажение греч. живописи.) Эрмитаж.

     

    Первое сражение между персами и лидийцами произошло под стенами Птерии, города в Каппадокии. Оно продолжалось целый день и закончилось безрезультатно. Но поскольку лидийское войско численно уступало войску Кира, Крёз решил отступить к Сардам. Однако Кир энергично преследовал противника и неожиданно появился со всей своей армией под стенами лидийской столицы. На большой равнине Тимбре перед городом произошло второе решающее сражение. После этой битвы лидийцы были разбиты, и остатки их отрядов заперлись в Сардах. Город был сильно укреплён, но персы воспользовались беспечность ливийцев считавших, что атака на город со стороны отвесной скалы невозможна. Но персы увидели, что по скале поднялся лидийский воин, спускавшийся вниз за упавшим шлемом.

    Темной ночью несколько воинов Кира взобрались, хватаясь за выступы, на верх, где не было стены, и не было бодрствующей стражи. Они сбросили вниз веревки и помогли забраться целому отряду. Опомнились лидийцы только тогда, когда увидели в городе вражеских воинов. Город сдался. Крёз взят в плен  и убит (сожжен), но существует версия:

    «Пленённый Крёз сказал Киру после взятия Сард следующие слова: «Если ты победил, а твои солдаты грабят Сарды, то они грабят твоё имущество». Этим Крёз остановил разграбление своей бывшей столицы.

    Греческие источники утверждают, что Кир не просто помиловал Крёза, но и усадил рядом с собой, великодушно назначив его своим советником. Крёз якобы принимал участие в неудачном походе Кира против массагетов и подсказал персидскому войску несколько хитростей».

    Затем Кир подчинил  себе все греческие города западного побережья Эгейского моря.

    Лидия стала сатрапией под названием Сапарда или Сарды. Сатрапом стал перс Табал.

    529 г до н.э.

    Смерть Кира Великого.

    После взятия Вавилона Кир  начал завоевания племен в Средней Азии  к востоку от Аральского моря. Но встретил упорное сопротивление. В одном сражении он был убит. В Персии стал править его сын Камбис, который продолжил завоевательную политику своего отца в Палестине, Египте, Аравии и даже проникло войско в Эфиопию.

    532 г до н.э.

    Образование союза пифагорейцев.

    В 532 г до н в греческую колонию  Кротон в Южной  Италии прибыл с острова Самоса, где в то время правил тиран Поликрат,  философ-ученый Пифагор. Там  он основал религиозную общину – союз пифагорийцев. Основными моментами религии Пифагора были:  вера переселения души человека в тела других существ и  учение о  созерцательном образе жизни.  На его учение наложила печать его увлечение  арифметикой и геометрией. Учение о мире Пифагора  ифическое:  мир –живое и огненное шаровидное тело с особыми свойствами.

  • Пифагорейский союз.
  • Жертвенник в Дельфах. 6-5 век до н.э. Греция. Фото Лимаоева В.Н.

    527-510  г. до н.э.

    Смутное время в Афинах.

    После смерти  Писистрата власть в Афинах перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху. Были персами захвачены опорные пункты афинян в районе Мраморного моря, потерян контроль Афины над проливами ведущими в Черное море.  Нанесен был значительный ущерб торговле. Популярность Гиппия и Гиппарха падала.  Произошло восстание против тиранов.  Был убит Гиппарх. Гиппий установил террористический режим, что обострило ещё напряженность в обществе. Афинские аристократы обратились к Спарте за помощью в свержении тирана. В 512 г. до н.э. спартанские корабли причалили  к пристани в Афинах и на берег вышли спартанские войны под предводительство Анхимолия, но Гарпию удалось организовать оборону, и весь отряд спартанцев был перебит.

    В 511 году до н.э. Спарта отправила  большое войско для захвата Афин. Под командованием царя Клеомена (520-490 г до н.э.). Гиппий укрылся в Акрополе. Спартанцы окружили Акрополь и потребовали сдаться. Начались переговоры. По договору Гиппий с семьей и сторонниками  покидает Афины, взяв свое  имущество. Гиппий нашел убежище о персидского царя Дария.

    После захвата города спартанцами начались волнения в городе. Афиняне не хотели принимать спартанского ставленника Исагора. Волнения перешли в вооруженную борьбу между сторонниками   Исагора и вождем народа талантливым оратором  Клисфеном. Сторонников Клисфена было большинство; они загнали спартанцев и своих противников в Акрополь. После переговоров, спартанцев под конвоем выпустили из города, помогавших спартанцев афинян казнили.

      

    524-510 г до н.э.

    Поражение этрусков от греков.

     

    Война между греками и этрусками закончилась поражением этрусков. В результате вся область Кампания, была включены в район влияния греческой колонии Кумы. Рим попал под влияние города Кумы. Колония Кумы была ионийской колонией, то есть была заселена выходцами из острова Эвбея и Афин.

    Конец 6 века до н.э.

    Элейская философская школа.


    В конце 6 века по ионийским  колониям в Италии путешествовал  философ Ксенофан Колофонский (ок. 570 — после 478 до н. э.) изгнанный из города Колофон (запад Турции) или покинувший родной город из-за персидского нашествия. 

    Ксеноф. Греч. скульптура.

    К концу 6 века философ обосновался в городе Элее (Кампания, 90 км южнее Неаполя) и создал философскую школу. Ксенофан отдавал предпочтение «мудрости», свободной прежде всего от чувственных образов.  Развил философию Ксенофан его ученик Парменид Элейский (ок. 540 - 470 до н.э.).

    Ксенофан – сатирик и полемист, ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры. Основное произведение – «Силлы» («Сатиры») в 5 книгах, направленное «против всех поэтов и философов» его времени, прежде всего, против Гомера и Гесиода и их антропоморфных богов.

    Ксенофан считал, что мифология — продукт исключительно человеческого воображения. Образы богов созданы людьми как их подобие, поэтому боги не превосходят людей нравственно и не могут быть предметом поклонения:

    Ксенофан считал, что усиление торгово-промышленной прослойки, по мере роста своего благосостояния  приносит пользу обществу и все больше влияет на общественную жизнь полюса.

     Ксенофан выступал против тирании, выдвинувшихся  вследсвии своего богатства и отмечал нравственное разложение из-за роскоши. В вопросе управления полюсом,  Ксенофан отдавал предпочтение интеллектуальной верхушке, как альтернативе диктатуре богатых землевладельцев.

    Парменид, ученик Ксенофана, впервые разработал понятие бытия, играющее одну из главных ролей в категориальном аппарате западной философии на протяжении всей ее истории. Движение по "пути истины" представляет собой, по Пармениду, принятие ряда философских утверждений посредством их доказательства на основе принципа тождества бытия и мышления. Свои взгляды выразил в поэме:  «О природе».  

    Апполон. Греция. Конец 6 века до н.э. Эрмитаж. (фото Лимарева В.Н.)

    Эта школа оказала большое влияние на развитие греческой философии  на философские концепции Платона  и Аристотеля и далее на учение стоиков.

     

    522-517 г до н.э.

    Царем Персии становится Дарий.

    К власти в Перси после гибели Камбиса в 522 году до н.э.  во время смуты (смута магов)  пришел военачальник Дарий.  Он приступил к укреплению государственности в Персии, во время смуты распавшейся на независимые территории.

    В Лидии  абсолютная власть перешла к сатрапу Орету.

    «Назначенный ещё Киром, наместником в Лидии, тот во время восстания магов добился самостоятельной власти и распространил свое могущество на Ионию, Фригию.  Когда Дарий вступил на престол, Орест убил посланного к нему посланника и усилил личную охрану. Его покой охраняли тысяча персов-копьеносцев. Подосланные Дарием его сторонники вошли в заговор с охраной Ореста, и охрана, по  приказанию Дария, убила сатрапа».

    (К.Ф. Беккера  «История Древнего мира».)

    Далее свою власть Дарий распространил на остров Самос. Отава - брат свергнутого и убитого на острове Самос диктатора, попросил персов наказать островитян. Дорого обошлось ионийцам предательство Отава. Остров удалось персам взять только тогда, когда значительная часть населения была перебита персами.

    517-513 г до н.э.

    Статуэтка музыканта с сирингой. (Кипр. 6 век до н.э) Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    Войска Персидского царя  Дария  завоевывают территории в районе Мраморного моря.

    В 517 году Дарий 1 предпринял поход в Среднюю Азию, а затем,  преодолев заливы, направился в Европу, где покорил греческие колонии и начал борьбу с фракийцами.  Поход Дария через Фракию в Причерноморье  был неудачным. Фракийцы, а затем и скифы, отступая в глубь страны, поджигали на его пути степи и засыпали колодцы.  Дарий повернул назад, оставив войско на завоеванной территории Фракии.

    «Один самосский грек построил мост  (на судах) через Босфор, и Дарий перевел в Европу огромное войско (700 тыс.). Но скифы и другие народы ни раз не вступили в открытый бой с неприятелем. Напрасно требовал он от них прислать ему земли и воды в знак покорности. Скифы прислали ему птицу, мышь, лягушонка и пять стрел. Дарию растолковали послание: «Если вы не превратитесь в птиц, или в мышей, или лягушек, то не вернетесь домой и все погибните от наших стрел».

    (К.Ф. Беккера  «История Древнего мира».)

  • Царь Дарий хочет покорить скифов (согл. Геродоту).
  • 510 – 502 г до н.э.    

     

    Реформы Клисфена в Аттике.

     

    Главной целью преобразований Клисфена было утверждение в Афинах территориального принципа государственности.  Реформы подорвали основы традиционных политических и религиозных отношений. Всего было образовано 30 округов (триттиев). Округа входили в филы – политические объединения. Это политическое  объединение трех округов (триттиев) было создано для проведения политических мероприятий полюса, так же исполняло сакральную функцию, т.е. в филах проводились культовые мероприятия. Одновременно были оформлены функции  100 демов – это были хозяйствные, административные, культовые, военные  и политические объединения.

    При обозначении имени гражданин ставил имя отца, затем названия дема. После реформ  Клисфена. Сохранялась постоянная принадлежность  к определенному дему. Для проживания гражданина в другом деме предусматривался налог.

    Клисфен заменил высший представительный орган «совет четырехсот» на «совет пятисот»

    Между созывами народного собрания «совет пятисот»  следил за исполнением принятых решений и решал текущие дела в государстве.

    Были введены выборные должности, которые отчитывались о проделанной работе перед «советом пятисот».

    Жеребьевкой выбирался суд присяжных, куда полагалось жаловаться на незаконные действия должностных лиц.

    Последним преобразованием Клисфена в 502 г до н.э. было учреждение коллегии из 10 стратегов (по одному представителю от каждого фила) избираемых народным собранием на 1 год простым голосованием рукой, задача стратегов была командовать народным ополчением. Избрание стратегов не было ограничено имущественным цензом.

    Серебрянные монеты Аттики (527-430 г до н.э.) (Тетродрахмы, Триболы) Эрмитаж. (Фото  Лимарева В.Н.)

    506-505 г до н.э.

    Спартанцы предпринимают попытку свергнуть власть  демократов в Афинах.

    Спартанцы стали готовить новое наступление на не покорившиеся им Афины.  Был заключен между Пелопонесским союзом  и Беотией, Халкидой о нападении на Афины.

    Афины оказались в кольце врагов. В этих условиях  афиняне решили искать союза с персами.

    «Персидский Сатрап в Свардах принял послов из Афин отправленных  Клифеном и обещал им помочь, если они согласятся дать царю земли и воды (знак покорности). Послы изъявили на это согласие, но договор был отвергнут афинянами».

    (К.Ф. Беккера  «История Древнего мира».)

    Флот Пелопонесского союза  прибыл к берегам Аттики с целью свергнуть Клисфена и усадить диктатором своего ставленника Исагара. Неожиданно отказалось участвовать в захвате Афин коринфские корабли. Против навязывания диктатора Афинам высказался один из  спартанских царей Демарат (515-491 г до н.э.)  рассорившись со своим соправителем. Неожиданно для афинян вражеский флот покинул прибрежные воды Аттики. Афиняне легко расправились с войсками Беотии.

    Геракл с конем Диометры. (Килик 520 г до н.э.) Афины. Эрмитаж. (Фото  Лимарева В.Н.)

    Конец 6 века до н.э.

    Гераклит из города Эфес.

    На оккупированной персами ионийской территории не затухала научная жизнь.  Известный философ этого времени материалист Гераклит, живший в Эфесе,  был греческим аристократом.

    После того как аристократы потеряли власть в городе, он утверждал, что  власть должна принадлежать меньшинству лучших.

    «Восхваляя  лучших, он говорил:  «Наилучшие одно предпочитают всему: вечную славу всему тленному. Толпа же набивает брюхо подобно скоту. Эфесяне заслуживают, чтобы у них все взрослые  перевешали друг друга и оставили бы город для несовершеннолетних, за то, что они изгнали наилучшего своего мужа Гермодора, говоря: «пусть не будет среди нас никто наилучшим». В раз такой оказался, то пусть живет в другом месте и с другими»

    «Основное положение философии Гераклита передает Платон. Платон сообщает: Где-то говорил Гераклит, что все движется и ничего не покоится. Движение - наиболее общая характеристика процесса мировой жизни, оно распространяется на всю природу, на все предметы и явления».

    (В.Ф. Асмус. «Античная философия».)

    Бытовые сценки. Древняя Греция. 6-5 век до н.э. Музейный остров. Берлин. (Фото  Лимарева В.Н.)

  • главная