Лимарев В.Н.
Комедии «Богатство» и «Женщины в
народном собрании» драматурга Греции Аристофана (450-384 г до
н.э.) и современность.
«Две последние из дошедших до нас комедии Аристофана –
«Женщины в народном собрании»(392 г. до н.э.) и «Богатство (Плутос)» (388 г до н.э.) - очень сильно отличаются от
пьес, написанных во время Пелопонесской войны. Это социальная утопия.
Сильно смягчена политическая сатира и почти нет нападок на отдельных
государственных деятелей. Это объясняется изменившимися условиями. (Критиковать
было опасно).
Государственная
казна была пуста. Социальные противоречия внутри общества необычайно
обострились. В то же время интерес к политическим делам упал. Народное собрание
посещалось все меньше и меньше и властям приходилось принимать неимоверные
усилия, чтобы собрать достаточное количество людей для принятия решения.
В
комедиях Аристофан высмеивает толпу в её
стремлении вести праздный образ жизни.
Вождь
демократов Агиррий установил вознаграждение
посещающим собрание в один обол, затем увеличил его до 3 оболов. Это
вознаграждение часто было единственным источником существования для низших
слоев городского населения. Получившие
деньги хвалят Агиррия сверх всякой меры.
В то же время те, кто не получал деньги за посещение собраний считали
Агиррия бесчестным человеком.
Тяжелый кризис
начала 4 века до н.э., резкое имущественное расслоение внутри греческих общин,
обнищание больших масс свободных граждан, заставляют искать новые формы
государственного строя; появляются социальные утопии, авторы которых стараются
найти выход из создавшегося положения. В
комедиях поднимается вопрос: как уничтожить имущественное неравенство, улучшить
финансовое положение государства.
В комедии
«Женщины в народном собрании» Аристофан устами Праксагоры критикует деятельность
властей. Город управляется дурными правителями, и когда кто-нибудь из них честен
один день, то десять дней он бесчестен. Но если назначить другого, то будет ещё
хуже.
(В.В. Головня. Аристофан»)
Великий
драматург Древней Греции Аристофан (450-384
г до н.э.) жил в наше время. Не в
буквальном конечно смысле, а в
переносном.
Третий
период его творчества (392-388 г до
н.э.) жизни великого драматурга в соответствии с «теорией этногенеза»
соответствует (2008- 2012 г).
Примечание.
В соответствие с «теорией этногенеза» в начале 4 века до н.э. Древняя Греция вступила
завершающую стадию своего развития в
фазу Обскурация (Старость), период надлом.
Современная
Западная цивилизация вступила в завершающую стадию своего развития в фазу Обскурация (Старость), период надлом.
Часть
1. Комедия Аристофана «Женщины в народном собрании».
В комедии «Женщины
в народном собрании» высмеивается утопическое желание привести к власти женщин
и составить законы в соответствии их
взглядами на жизнь.
Нужно сказать, что приход к женщин к власти, почти
всегда является признаком надвигающейся
старости в обществе, предвестником разрушения цивилизованного общества.
Аристофан в
комедии указывает на те особенности женской психологии, которые губительны для
общества в тех случаях, когда женщина приобретает власть.
«Женщины приверженцы к установленному укладу и не имеют склонности к переменам. Они
изводят своих мужей, имеют любовников, любят лакомства, несмешанное вино.
Доверяя женщинам государство не надо спрашивать, что они намереваются делать.
Будучи матерями, они, конечно, будут заботиться о спасении солдат.
Добывая деньги, они очень изобретательны и их трудно обмануть,
так как они сами привыкли обманывать».
(В.В. Головня. Аристофан»)
Вот
какие перемены предлагает став правителем Праксагора в комедии «Женщины в
народном собрании».
При
управлении женщин земля, деньги и всякое другое имущество будет сделано общим
достоянием. Землю будут обрабатывать рабы. Исчезнут неравенство и нищета: у
всех будет хлеб и мясо и одежда, и прочие блага. Вводится так же общность мужей
и жен. Менее красивые мужчины получат преимущество перед красавцами; такой
порядок будет введен для всех женщин. Женщины, имеющие высокий статус, будут
иметь право выбирать себе любого мужчину.
( В пьесе, юношу пришедший на свидание к молодой девушке,
перехватывает старуха и, ссылаясь на закон, тащит его к себе, у старухи юношу
перехватывает ещё более древняя старуха….)
Жизнь
должна быть сплошным праздником: она (Праксагора) обещает устраивать роскошные пиры для мужчин. Жизнь мужчин будет
проходить среди пиров и наслаждений, при абсолютном безделье мужчин. Все будут
вести праведный образ жизни.
(Правительница Праксагора закатывает пир на 30 тысяч граждан и угощает их
изысканными блюдами…)
В
собрании возглавляемой Праксагорой идет спор
о том: нудно ли спускать на воду новые корабли, так как богатые не хотят нести
эту повинность, а земледельцам вообще этого не нужно. И в конце Праксагора
говорит: «Мы идем теперь ни под парусами, ни на веслах».
Но Аристофан поднимает вопрос: если мужчины и
женщины все время будут проводить в празднестве: кто же будет добывать рабов,
на которых Праксагора возлагает обязанность выполнение всех работ в государстве, ведь для добычи
рабов нужны и корабли и тяжелый труд воинов, подвергающие себя опасности.
Часть
2. Комедия Аристофана «Богатство (Плутос)»
В комедии «Богатство (Плутос)» говорится о вечном недовольстве бедных людей,
считающих, что богатство находится в руках негодяев, жуликов и воров, т.е.
людей начесных.
«Если взглянуть
на человеческую жизнь, то нельзя не признать её безумной. Негодяи богаты, а
честные люди голодают и терпят всякое зло».
(В.В.
Головня. Аристофан»)
В
пьесе мелкий землевладелец Хремил, терпящий нужду обеспокоен будущем сына. Он отправляется в
Дельфы, чтобы спросить у оракула: «Следует ли его единственному сыну вступить на неправильный путь и стать
мошенником, как делают богатые люди, чтобы он мог избавиться от бедности».
Оракул
ответил, что когда Хремил выйдет их храма, он увидит слепого старого человека,
которого он должен убедить в необходимости посетить свой дом.
Хремил
так и сделал, слепым старцем оказался бог
Плутос (Богатсво). Зевс ослепил его ещё ребенком, когда Плутос сказал ему, что
будет посещать только праведных.
После
прихода Плутоса в дом Хремила, Хремил поправил свои дела и становится богатым человеком.
Хремил
со своим другом Блепсидем решают отвести Плутоса в святилище бога Асклепия, чтобы
он там излечился от недуга, т.е. прозрел.
В
храме Асклепия Плутоса осмотрел сам Асклепий, который протер глаза больного чистой тряпочкой, затем
покрыл пурпурным покрывалом, потом выползли змеи, которые стали лизать через
покрывало глаза Плутоса, и бог прозрел.
Прогревшего Плутоса встретила ликующая толпа. Плутос
сказал, что он стыдится, что богатство принадлежит негодяям: теперь только честные люди будут
получать богатство.
Толпа
ликует, когда нечестные люди лишаются своего богатства; Доносчик лишается своего
и имущества, богатая старая женщина лишается богатства и любовников.
Но
между тем страдают сами боги: плачет Гермес (бог покровитель воров, ораторов и
торговцев), т.к. ему перестают приносить жертвы, плачут жрецы храмов.
Лишаются
богатства владельцы мастерских, нажившихся на торговле оружием, судовладельцы
вместе со спекулянтами хлебом, банкиры, ростовщики, политиканы, запускавшие
руки в государственную казну. В то же время крестьяне, с трудом перебивавшиеся
со дня на день, люди предприимчивые не стеснены в средствах и увеличивают свое
благосостояние.
В
комедии идет полемика вокруг труднооспоримого
тезисе выдвинутого софистами о значении бедности. Если богатство
разделить поровну, то кто захочет
заниматься трудом. Никто не станет пахать землю, плавить руду, строить суда,
дубить кожу…Рабов не хватит, чтобы делать всю работу в государстве. Получится, что и при богатстве люди будут
терпеть трудности. Бедность же, как хозяйка в доме побуждает ремесленников
работать. Не богатство, а бедность помогает стать лучшим и духом и телом.
главная