Суд Париса. Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

    Суд Париса

     

    Миф о похищении Гиласа нимфами ясно показывает, как нужно понимать поэтический язык древних мифов. Рассказанное в наши дни современным языком газетным репортёром, это происшествие представилось бы в таком виде: « Наше местечко взволновано следующим печальным  происшествием: молодой Глас, отправившись поутру купаться, утонул». Греки же сложили о нем трогательный миф, в котором говориться: Глас был так прекрасен, что нимфы похитили его и увлекли за собой на дно реки».

    ( Рене Менера  «Мифы в искусстве старом и новом»)

     

    Афина.  Совр. стат. Фото Лимарева В.Н.

    11 –9 век до нашей эры в хронологии греческой истории называется Гомеровских периодом. Сам факт, что довольно продолжительный период времени  назван именем поэта и сказателя весьма примечателен. Название периода произошло потому, что значительную информацию о жизни древних греков историки, прежде всего, черпали из произведений  приписываемых Гомеру, и из древних сказаний, преимущественно передаиваемых, согласно устной традиции в виде мифов. Я считаю, что главное, как раз в том, что мифы определяли мировосприятие народов Греции, и, прежде всего народов проживающих в Атике или точней мировосприятие ионийцев. Гомер был ионийцем. Греки жили соизмеряя свои поступки с поступками богов и героев. Божество – покровитель племени имело и проповедовало те моральные принципы, которыми и руководствовалось племя.  Не случайно жители древних Афин избрали своим покровителем богиню разума Афину, так как именно эта богиня определяла их мировосприятие.

    Афина-Палада – богиня войны, но она признаёт только благоразумную войну, ведомую по всем правилам военного искусства и имеющую определённую цель; этим она отличается от бога войны Марса, которому приятен вид крови и который любит ужасы и смятения войны. Минера является  повсюду строгою исполнительницей законов, покровительницей и защитницей гражданских прав, городов и гаваней.

    Когда Кекроп основал город, названый  потом Афинами, он не мог решить, кого выбрать покровителем города – Афину или Нептуна. Эта нерешительность вызвала спор между божествами. Чтобы примерить божества, Кекроп решил выбрать того из них, кто изобретет самый полезный предмет. Нептун сотворил коня и обещал избранному племени, что оно будет воинственным племенем, и будет заниматься мореплаванием. Афина ударила копьём о землю, и от удара её копья по земле появилось оливковое дерево, покрытое плодами, указывая на то, что её народ будет сильным и могучим благодаря земледелию и промышленности. Кекроп обратился тогда к народу, прося его самого, решить, которого из богов он желает избрать своим покровителем. Народ прибег к всеобщему голосованию, причем все мужчины подали голос за Нептуна, а женщины – за Минерву; одной женщиной оказалось больше, Минерва одержала победу, и город был посвящен ей. Но, опасаясь гнева Нептуна, пригрозившего поглотить своими волнами Афины, жители воздвигли и ему храм, и вот каким образом, афиняне, а одно и то же время стали землепашцами, мореплавателями и промышленниками. Культ Минервы существовал очень долго и прекратился только под влиянием христианского учения.

    Слава народу, избравшему в свои покровители Афину – богиню разума; могучую дочь могучего отца.

    Целомудренная богиня никогда не изображалась обнаженной. Её никогда не касались стрелы Эрота, который всегда избегал и оставлял её в покое. Венера, недовольная тем, что её шаловливый сын не делает даже попыток ранить своею стрелою целомудренную богиню, осыпала его за это упрёками. Он, оправдываясь говоря: « Я боюсь её, она страшная, глаза ее зоркие, а вид мужествен и величествен. Каждый раз, как я отваживаюсь подойти к ней, чтобы задеть её моей стрелой, она вновь пугает меня своим мрачным взглядом, и я в страхе роняю мои стрелы и, дрожа бегу от неё.

    В обширной пещере кентавра Хирона праздновали боги свадьбу Пелея (сына Зевса Эака) с Фетидой. Раскошен был праздничный стол. Громко звучала золотая кефира Аполлона, под её звуки пели музы о великой славе, которая будет уделом Пелея. Веселились боги. Одна лишь богиня раздора Эрида не участвовала в свадебном пире – её, по понятным причинам, не пригласили на пир. Одиноко она бродила вокруг пещеры и думала: как отомстить пирующим.

    И придумала: на яблоке она сделала надпись «Прекраснейшей» и незаметно бросила на стол, за которым  сидели богини яблоко. Увидели богини яблоко, подняли его и прочли на яблоке надпись. Но кто из богинь прекраснейшая? Тотчас возник спор между богинями: женой Зевса Герой, Афиной и богиней любви Афродитой. Обратились богини к Зевсу и потребовали решить их спор. Зевс отказался быть судьей и велел, чтобы спор решил Парис, сын царя Трои Приама.  Явились богини к Парису. Испугался Парис, увидев их. Он хотел бежать, но разве мог он спастись бегством от быстрого, как мысль, Гермеса, который сопровождал богинь. Остановил Париса Гермес и сказал: «Ты видишь, перед тобой три богини. Отдай яблоко самой прекрасной из них, Зевс повелел тебе быть судьей в споре богинь».

    Из-за наслоений времени, первоначальный смысл мифа несколько исказился и прекраснейшая из богинь, в настоящее время, воспринимается, как самая красивая, прежде всего, конечно, предполагая пластическую красоту. Древние греки вкладывали в миф смысл иной. О какой пластической красоте можно говорить целомудренной богини Афины не знавшей любви, и которую изображали только одетой.

    Вопрос собственно идет не о красоте богинь, а о тех ценностях, которые они могут даровать людям. Из мифа ясно, что прекрасен тот бог, который может дать человеку наибольшую ценность. Между какими ценностями вынужден был выбирать Парис.

    Гера посулила Парису, если он признает её лучшей из богинь. Власть над всей Азией, то есть славу правителя могущественного государства. Афина – военную славу и победы над всеми врагами его родины. Афродита же обещала ему любовь прекраснейшей из женщин, Елены, дочери Зевса и Леды. Не долго думая, Парис выбрал Афродиту, и яблоко досталось ей.

    Гера и Афина возненавидели Париса. Париса должны были ненавидеть все юные жители Афинского государства и призирать его. Париса, который из-за красивой женщины погубил свою родину-Трою. Мужественные греки, разрушившие Трою, были примером для подражания для «юных героев». Ведь они, уничтожая Трою, мстили за поруганную честь  Менилая, у которого Парис вероломно увел влюбившуюся в него Елену, и украл драгоценности. Для юного Афинянина любовь к родине была выше любви к женщине. Детям прививалось пренебрежение к людям, ведущим праздный образ жизни. Трояны представлялись людьми изнеженными, не способными понять мужество и оценить доблесть. Если бы Парис присудил яблоко Минерве, мог бы получить  взамен воинскую доблесть и благодаря богине  упрочить независимость своей родины. Но, отдав предпочтение Венере, он получил страсть и наслаждение взамен воинской доблести.

    Примечательна развязка данной истории. Парис – сын Приама не смог защитить Трою, когда пришли враги, Троя была взята греками. Парис, как мог, защищал Трою, но был ранен отравленной стрелой пущенной рукой Филокета. Яд всё глубже и глубже проникал в тело Париса. Парис ушел из Трои в лес и умер там, в страшных мучениях. Что касается Елены, то она досталась победителям, и Елена опять полюбила Менелая, и он с торжеством  посадил её на корабль и отвёз на родину. Вот они ветреные женщины, изменчивые и готовые всегда сдаться на милость победителю. Женщины выбирают победителей, и это знал каждый грек, воспитанный на бессмертных произведениях Гомера. Удел мужчин совершать подвиги, увеличивая могущество родины, добиться положения в обществе и только потом вступить в брак, – выбрав свою Елену Прекрасную, но сначала подвиги во имя родины. Женились мужчины в афинском государстве по достижению тридцати лет. До этого возраста, при необходимости, пользовались услугами проституток. Затем заводили семью и ждали наследника, супружеские узы – это было свято. Женщины, в свою очередь любили победителей, они отдавали себя в награду победителям.

    Двадцать лет отсутствовал Одиссей у себя на родине. Судьба распорядилась так, что после победы над Троей Одиссею пришлось испытать огромное количество приключений, но любовь к родине не остановила Одиссея перед любыми преградами. Обладая практическим умом и способностью к неординарному мышлению, в сочетании с мужеством и умением владе6ть оружием – он смог преодолеть все препятствия и приплыть в Итаку –  к любимой жене. Создавая образ Одиссея, Гомер и греческий народ показали на деле свою веру в ценность и могущество разума. Одиссей воплощает борьбу, которую ведет человеческий разум за человеческое счастье на земле. А человеческое счастье – это быть среди любимых и родных людей у себя на  родине.

    Двадцать лет ждала Пенилопа своего мужа. Двадцать лет мечтал и стремился Одиссей увидеть Пенилопу.

    И вот их встреча. Одиссей переоделся нищим и пришел в свой дом, где его не узнали. Настойчивы были женихи, позарившиеся на богатство Одиссея и упорно добивающиеся руки Пенилопы. Служанка пытается прогнать Одиссея. Но он говорит: "Правда, я нищий! Уж такой выпал у меня жребий, а было время, когда я был богат и всего лишился по воле Зевса. Может быть, и ты лишишься своей красоты, и возненавидит тебя госпожа. Смотри, вернется Одиссей, и пройдется ответить тебе за твою дерзость». Услышала эти слова Пенилопа, и сердце её затрепетало после имени Одиссея. И приказала она поставить стул страннику и когда он сел стала его расспрашивать, не слышал ли он что об Одиссее. «Скоро вернется Одиссей!» – говорил странник, – «раньше, чем кончится год, раньше, чем наступит новолуние». Женихи были настойчивы. Встала Пенилопа и пошла в кладовую, в которой хранились сокровища Одиссея. Там она достала тугой лук Одиссея, взяла полный колчан стрел и сказала она женихам: «Выслушайте меня! Я принесла вам лук Одиссея. Кто из вас натянет этот лук и пустит стрелу так, чтобы она пролетела через двенадцать колец, за того я выйду замуж». Попробовали женихи согнуть лук, но никто не мог. Тогда вышел Одиссей одетый в рубища, женихи были против того, чтобы лук был в руках оборванца, но Пенилопа настаивала, чтобы лук дали Одиссею. Взял лук Одиссей и стал внимательно его рассматривать. Затем, натяну тетереву. Побледнели женихи. Взял Одиссей стрелу, и, не вставая со своего места, пустил в цель. Все двенадцать колец пролетела стрела.

    Сбросил свое рубище Одиссей, встал на пороге, высыпал из колчана стрелы на пол у своих ног и крикнул женихам: «В первую цель попал я удачно! Теперь я избрал новую цель и пустил стрелу в Антигона, пронзив ему горло. Напрасно умаляли женихи простить их. Каждая пущенная стрела Одиссея несла гибель …Затем рабыни вымыли весь пиршественный зал.

    Повелел Одиссей всем рабам и рабыням начать пение и веселую пляску под звуки кифары Фемия, чтобы все знали, что во дворце идет празднование возвращения Одиссея. Пенелопа ещё не была уверена, что перед ней Одиссей, и она попросила служанку выдвинуть  из спальни ложе в опочивальне, которую построил сам Одиссей. "О царица!" – воскликнул Одиссей - "Кто же может сдвинуть с места ту постель, которая сделана из громадного пня маслины.. сам я срубил её, окружив стеной, сделал из пня постель, украсив её золотом и серебром и слоговой костью". Теперь знала Пенилопа, что перед ней Одиссей. Лишь они вдвоем знали эту тайну, как устроено ложе. Зарыдала Пенилопа и бросилась в объятье Одиссея и нежно целовала его, плача, обнял свою жену Одиссей, прижал к своему сердцу и покрыл поцелуями – так пловец выброшенный на берег целует землю. Одиссей рассказал ей о своих приключениях, и жадно внимала уму верная жена Пенелопа.

    Через три тысячи лет поэт Константин Симонов напишет, совершенно другой обстановки, для далёких духовных приемников Одиссея и Пенилопы:

    Жди меня и я вернусь,

    Не желай добра

    Всем, кто знает наизусть,

    Что забыть пора

    Пусть поверят сын и мать

    В то, что нет меня,

    Пусть друзья устанут ждать

    Сядут у огня, выпьют горького вина

    За помин души…

    Жди. И с ними заодно

    Выпить не спеши.

    ….

    Как я выжил, будем знать

    Только мы с тобой, -

    Просто ты умела ждать,

    Как никто другой.

    Вот,  такие замечательные произведения служили для молодых греков школой жизни. Эти произведения формировали мировосприятие у древних жителей Аттики, они оказали сильное воздействие на мировосприятие жителей других государств района Эгейского моря. Жители Аттики, благодаря вере в силу нравственных принципов изложенных в произведениях Гомера смогли создать высокоразвитое цивилизованное государство.

    6 Марта 1999 г. 

  • главная