Лимарев В.Н.
Римляне и эллины.
Великая задача, предлежащая человеку, - жить в сознательной гармонии с
самим собой, с себе подобными и в целом -
допускает столько решений, сколько
обитателей в доме Отца, и в области духовной жизни всего резче различаются и отдельные люди, и отдельные народы.
( Т. Моммзен. «История Рима»)
Весьма характерны различия между мировосприятием
греков и римлян, и весьма ярко, уловив самую суть этого различия, передал нам Т. Моммзен в своей знаменитой
«Истории Рима».
Очевидно, имея в виду эллинов, Моммзен подразумевал
афинян, так как греки в древности были
весьма неоднородны в своём мировосприятии, и говорили на нескольких языках.
Его описание мировосприятие эллинов и римлян
представляют большой интерес, хотя в некоторых местах чувствуется явное
преувеличение и обобщение.
«Эллины всегда приносили общее в жертву
частному, нациями жертвовали для общин, а общинами - для отдельных лиц. Их идеалом была
созерцательная жизнь без труда, часто переходящая в праздность. В религиозном отношении
эллины сначала низвергли богов до человека, а затем и вовсе их отвергли. Они
любили зрелище борьбы обнаженных юношей и представляли полный простор человеческой мысли во всем его страшном
великолепии.
Римляне воспитывали детей в почтении к отцу, граждан - в почтении к
государству, и всех - в почтении к
богам. Они ничего не спрашивали и ничего не уважали, кроме полезной
деятельности, и требовали, чтобы каждый миг своей короткой жизни человек
отдавал труду, у них даже дети должны были скромно завёртываться в своё платье.
У них считался худым гражданином тот, кто хотел жить не так, как другие, и из
отвлечённых идеалов только стремление к величию родины не считалось пустым.
Супружеский союз, эта основа всякого общежития, у эллинов
и италийцев был одинаково отмечен нравственностью и
благопристойным характером, одинаково требовалось единожёнство и единомужие.
Но у римлян власть мужа, и особенно отца, получила
несравненно большее развитие, чем у эллинов.
У эллинов, род, т.е. союз потомков одного и того же
родоначальника, получил сильное значение по отношению к государству, и имел
очень мало власти и влияние на каждого отдельного члена.
У италийцев, особенно у римлян,
наоборот: пред сильно развившеюся идеею государства роды совершенно не
сохранили своего значения, но в полной
степени сохранили его по отношению к отдельным лицам. Это выразилось, между
прочим, и в том, что у римлян родовое имя осталось главным, наиболее
употребляемым, и рядом с ним личные имена имели мало значения, были очень малочисленны и просты, иногда и
вовсе не употреблялись в общежитии.
У эллинов же,
наоборот, личные имена пышны, громки, разнообразны, а родовые рано вышли
из употребления.
В отношении к
рабам римляне сурово проводили принцип их бесправия, а греки рано внесли в
рабство смягчения.
В области религии общее в своей основе верования у эллинов и у латинов развились совершенно самостоятельно.
У эллинов - упорство живых образов,
олицетворённые боги.
У римлян – одна отвлеченность, одна
идея, зато эта идея признавалась почти во всём, почти повсюду. Не только одни
крупные явления или великие силы природы обожествлялись для римлян: римлянин
чтил всё, что духовно, и всякому бытию, и человеку и лесу, и реке, и
государству, даже таким действиям, как пахание, ограждение границ, заложение
городов и т. п. он придавал как бы душу
и чтил её. И такого рода религиозность
надолго овладела умами, как свидетельствует вся история Рима, с силой ещё
большей, чем почтение к человекоподобным богам у греков.
В развитии искусства особенно далеко разошлись эллины
и латины.
У латинов искусство долго
оставалось на такой низкой степени, как у народов, не имеющих никакой культуры.
У эллинов же
поэзия и ваяние быстро достигли такой высоты, какой никогда уже более не
достигали: эллины научились рано ценить вдохновляющее могущество и пользоваться
им.
(Т. Моммзен «История Рима»)
Мне бы
хотелось особо подчеркнуть различие
в отношение между государством и
личностью у греков и римлян, так как это наиболее существенный момент в
мировосприятии. Безусловно, у древних афинян отношение личность и государство
претерпевало существенные изменения в процессе развития государственности, и
как я уже указывал, существенно влияло на жизнестойкость государства. Но у афинян подчинение своих интересов интересам
государства был осознанный момент, и шел
он на волне патриотизма, на волне любви к своей уникальной родине, и
вследствие презрения к отсталым народам
не способным, так глубоко воспринимать
красоту окружающего мира. Афинянин осознавал, – что могучие
афинское государство - гарантирует мир и
достаток в его семье. Афинянин знал, что, защищая родину, – он защищает свою
семью.
Римлян воспринимал могущество своего
государство, как часть своего могущества, он порабощал другие народы или
защищал свою родину, подчиняясь чувству
самосохранения своего рода и желанию властвовать, утверждаться над другими
народами. Стремление к славе, к власти, к обладанию имуществом и рабами и
власть над ними это побудительные мотивы у Римлян. Вследствие жесткой родовой
дисциплине единственный путь самоутверждения у римлянина был - это воинская доблесть, ощущение своей
власти над покорёнными людьми. Жажда власти, а затем и богатства была основной
мотивацией поведения у римлян, именно
эту черту Высший Разум лелеял у Римлян, и благодаря этой черта характера
позволила Римлянам создать
могущественную империю.
27 Ноября
1999 г.
главная