Лимарев В.Н.
Элегия
гражданская, воинственно-патриотическая
у Древних греков.
Элегия —
лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной
форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.
(Википедия)
Сила поэтического «СЛОВА» или ораторы в Древней Греции.
Элегия образовалась из эпоса у ионических племени в Малой Азии. Это двустишье определенного размера.
Известно, что в начале 7 века, когда Ионические полисы в Малой Азии атаковали полчища киммерийцев. Вдохновлял их на победу с врагами слагатель двустишья Каллин из Эфеса, он призывал жителей Магнезии сопротивляться напавшим на них влагам.
В начале седьмого веке до н.э. военно-патриотическая элегия стала востребована в Спарте.
Согласно легенде.
Оракул предсказал, что победу спартанцы с врагами (мессенянами) могут одержать при участи Тиртея. Тиртей жил в Афинах, и спартанские представители предложили приехать ему в Спарту. Спартанцы ожидали приезда полководца, и когда прибыл в Спарту хромой учитель детей, спартанские войны были разочарованы. Тиртея не прогнали, так как вера в пророческую силу оракула была высокой.
Тогда Тиртей запел патриотические гимны, которые звали спартанцев на бой, в которых он клялся Гераклом, что боги на стороне спартанцев в их борьбе.
Теперь спартанцы шли в бой вдохновляемые двустишьями Тиртея.
Вот некоторые из строк поэта Тиртея.
Вперед мужи – прославленные Спартой.
Жизни не щадите, щит
выставляйте, копьем потрясайте отважно.
&
Труса презренного честь – гибнет мгновенно навеки.
Стыд это труса удел: раскаянье и мученье.
&
Не покидайте товарищей старших годами.
Силы покинули их, но духом отважны они.
&
В передних рядах воин лежит пожилой.
Стыд и позор, он предан врагам молодежью.
&
Крепостью полной стоит, забывая о бегстве постылом.
Благо для всех и отчизны любимой.
В 6 веке до н.э. торговец и путешественник, а так же поэт и патриот своей
родины Солон появился на площади, поднялся на камень, с которого делали
объявления народу, и прочел перед собравшимися поэму, в которой он прославлял
красоту острова Саламин, и говорил о том, что позорно для афинян уступать его
мегарянам.
На Саламин! Все пойдем сражаться за
остров желанный
И отвратим от себя трусости тяжкий
позор.
Возбужденные призывами, афиняне под руководством Писистрата захватили
желанный остров.
Известны двустишья Феогнида Мегарского
(род около 546 года), двустишья которого использовали для составления нравственно-поучительного
сборника.
При великом несчастье слабее душа человека.
Если ж отомстить удалось, снова он
крепнет душей.
&
Конечно позор! Предано все и погублено, все пропало.
Только не будем винить никого из богов.
&
Флейту сюда и вино! Недруги пусть зарыдают!
Будем смеяться и пить, грабить именья врага.
«От древних военно-патриотических тем через
гражданскую лирику элегия идет к страстной
общесвенно-политической тематике и заканчивается спокойным нравоучением, с
тонкой эстетикой поздней эллинистической эпиграммы темой элегии в дальнейшем
будут заниматься философы, ораторы, историки, баснописцы. Во времена Александра
Македонского осталась одна только эротическая элегия».
(«Античная Литература», учебник под ред. А.А. Тахо-Годи)
главная