Лимарев В.Н.
Писатель Плутарх (46-129 г.н.э.) о спартанском
законодателе Ликурге.
«Законодатель
Ликург безжалостно отменял прежние законы государства. Не было ни одной сферы
жизни, в которой он ни вмешался. Он считал, что его руками творит бог. Его
интересовали размеры надела для безземельных спартанцев и уровень допустимой
роскоши, отношение к илотам и способы
возведения домов, воспитание детей и прически воинов, денежные меры и манера
обхождения с чужеземцами».
(А.В.
Волков: «Спарта. Со щитом и на щите»)
Историки
не имеют однозначного мнения о времени, когда жил Ликург. Их данные: от 9 века
до н.э. до первой половины 7 века до н.э. Он мог жить до Первой Мессианской
войны (743 г до н.э.- 724 г до н.э.) и даже после второй Мессианской войны
(685-668 г до н.э.).
Я
думаю, что Ликург, реальная историческая личность, и его «законы» дали толчок к
развитию и возвышению Спарты, а
возвышения Спарты началось после победы
в Мессианских войнах, где действовали спартанцы, опираясь на моральные принципы «законодательства Ликурга».
Ликург
жил до Мессианской войны, в первой половине 8 века до
н.э. Моральные принципы Ликурга стали базой, основой для законов Спарты и они совершенствовались,
приобретая вид законов на протяжении столетия после его смерти.
Я думаю, что заслуга Ликурга состоит в том, что выступил против разложения в дорийском обществе вызванное имущественным разделением и накоплением богатства, а так же ассимиляцией дорийцев местными племенами. Он призвал дорийцев к возврату к тем этническим ценностям, которые имели они во время завоевания Греции. Эта попытка естественно не привела к буквальному возврату утраченного, но привела к формированию этнических ценностей нового этноса спартанцы.
Римский
писатель-историк Плутарх (46-129 г.н.э.) живший
в Греции (Беотии) собрал легенды о законодателе Ликурге и изложил их в своем работе «Сравнительные жизнеописания».
Далее в соответствии с работами
Плутарха:
Правителем
Спарты стал Полидект, брат Ликурга и умер,
не оставив наследника. Царем должен был
стать Ликург. До принятия царского титула, вдова умершего рассказала Ликургу,
что она беременна и ждет ребенка от Полидекта, и, по закону, царский титул должен
перейти к её ребенку, если они родит мальчика.
Но она обещала вытравить плод, если Ликург на ней жениться. Молодой Ликург не прошел на эту сделку, родился мальчик, которого Ликург и
объявил царем Спарты. Этим поступком он заслужил уважение жителей Спарты.
Через некоторое время родственники молодого царя обвинили Ликурга, что он хочет убить младенца и стать царем. Вероятно, произошел конфликт между опекунами.
После
этого Ликург оставил Спарту и отправился в путешествие по миру. Сначала он
уехал на Крит, где знакомился с обычаями и законами критян. Оттуда отбыл в
Малую Азию, затем посетил Египет…
После длительного
путешествия вернулся в Грецию и посетил Дельфы, где общался со жрецами, излагая
им свои мысли относительно законодательства государства. Жрица в Дельфах изрекла пророчество: «…лучше
его законов не будет иметь государство».
Прибыв в
Спарту, опираясь на поддерживающих его некоторых влиятельных граждан, как в
Спарте, так и за пределами Спарты, он взял
власть в свои руки и приступил к
изменению законодательства государства.
Порядки
установленные Ликургом привели к восстанию.
Когда он
призвал граждан отказаться от роскоши, толпа богатых граждан Спарты стала ругать
его и бросать в него камни, а один юноша ударил Ликурга и выбил ему глаз. Он
приказал схватить бунтовщиков и обратил в рабов, заставив себе присаживать.
После
того, как Ликург коренным образом поменял существующие в Спарте законы, он предпринял следующий шаг.
Он собрал
народное собрание и объявил: что покидает Спарту, един в Дельфы, чтобы
посоветоваться с богами и после этого внести в законы изменения. До его
возвращения приказал ничего не менять в объявленных им законах. Жители согласились
и принесли клятву Ликургу, что не изменят законодательство до его возвращения.
Спартанцы
из Дельф получили сообщение о том, что дельфийский оракул сказал: «…законы Ликурга прекрасны и
что… государство Спарта будет находиться на верху славы, пока будет соблюдать законодательство
Ликурга».
После
этого Ликург перестал принимать пищу и уморил себя голодом, будучи уверенный в
том, что его смерть обеспечит бессмертие его законам. По его завещанию труп
сожгли, а пепел бросили в море.
Плутарх так же рассказывает о некоторых
эпизотах из жизни Ликурга.
- 1 -
Когда правил Ликург,
девушки имели обыкновение показываться обнаженными во время церемоний и
шествий.
Это вызывало у некоторых
людей неудовольствие, но Ликург возражал им:
«Просто девушки следуют за
мужчинами, стараясь быть сильными телом и душей. Они к тому же учатся призирать
мнение толпы».
- 2 -
Молодой отец семейства не
уступил место прослоенному полководцу Деркилиту не имевшему детей. Полководец
выразил недовольство.
Защищая молодого отца, Ликург сказал полководцу:
«Ты не родил ещё того, кто
уступит место юноше, когда тот будет старым».
- 3 -
Ликург издал закон, согласно
котором девушек выдавать замуж нужно без приданного. Ликург объяснил людям
причины, которые привели к оглашению этого закона.
Молодой человек должен
брать в жены девушку в соответствии с
тем, какое она имеет воспитание и ведет
себя, а не домогаться её руки ради богатства. Были так же запрещено девушкам носить украшения.
- 4 -
Был
Ликургом ограничен возраст для людей вступающих в брак. Принятие этого закона
Ликург объяснил тем, что здоровые дети могут появляться только у молодых родителей, находящихся в цветущем
возрасте.
- 5 -
Ликург так же ограничил время, которое муж находился со своей женой. Большую часть
времени юноша должен был проводить со своими друзьями.
Объясняя это, Ликург сказал: «Хочу, чтобы мужчины не испытывали
перенасыщения, постоянно находясь подле своих жен. Здоровые дети рождаются лишь
тогда, когда любовь как бы начинается сначала.
- 6 -
«В Спарте нет, и не может
быть прелюбодеяния», - сказал Ликург» - «так
как все желают подчиниться властям и превыше всего почитают порядочность».
- 7 -
Ликурга спросили: «Как сделать, чтобы враги не вторглись в наши
земли?
Ликург ответил: «Лучшее средство против вторжения – оставаться
всегда бедными и не стараться стать выше других»
главная