Дельфийско-Фермопильская амфиктиония. Книги писателя Лимарева В.Н.
  • Сорок цивилизаций.
  • Дельфийский оракул.
  • Дельфийско-Фермопильская амфиктиония.

    Современный вид на Древние  Дельфы. (Фото  Лимарева В.Н.)

    Международным институтом в Греции были амфиктионии  - религиозные союзы, которые возникли возле святилища какого-либо особо чтимого божества. В эти союзы  входили племена, которые жили возле святилища независимо от их родственных отношений.

    Первоначальной целью амфиктионий были общие жертвоприношения и празднества в честь почитаемого божества, защита храма  и его сокровищ, а также защита  от святотатцев – нарушителей священных обычаев. Во время празднования запрещалось вести войны, провозглашался мир – иеромения.

    В Древней Греции существовало много амфиктионий. Самой древней и наиболее влиятельной была Дельфийско-Фермопильская амфиктиония. Она образовалась из двух амфиктионий – Дельфийской при храме Аполлона в Дельфах и Фермопильской при храме Деметры. В Дельфийско-Фермопильскую амфиктионию входило 12 племен.

    Верховным органом амфиктионии было общее собрание. Оно созывалось два раза в год  - весной и осень – Фермопилах и Дельфах.

    Дельфийско-Фермопильская амфиктиония представляла собой значительную политическую силу, которая оказывала огромное влияние  на международную политику  Греции.  В руках Дельфийско-Фермопильской амфиктионии  была сосредоточена  и светская, и духовная власть. Дельфийские жрецы объявляли  и превращали войну. Назначали и смещали общих правителей, входящих в  амфиктионию.

    Жрецы считались вестниками воли Аполлона.  Согласно приданию у дельфийских жрецов имелись «тайные книги», в которых содержались  древние предсказания. Читать эти книги разрешалось только тем, кто признавался потомком самого Аполлона, т.е. жрецам или царям.

    Могущественным орудием в руках греческих жрецов были «священные войны», которые оно вело против всех, кто причинял какой-либо ущерб святилищу Аполлона. В «священной войне» должны были принимать участие все члены амфиктионии, связанные присягой.

    Текст присяги гласил: «Не разрушать никакого города, принадлежащего амфиктионии. Не отводить воды ни во время мира, ни во время войны. Общими силами выступать против всякого нарушителя присяги, разорять его город. Наказывать всеми средствами, имеющимися в распоряжении, всякого дерзнувшего нарушить достояние Бога рукой или ногой».

    Все политические договоры прямо или косвенно утверждались дельфийским жречеством. По всем спорным вопросам международного права  обращались в Дельфы. Сила жречества заключалась не только в  его духовном, но и материальном влиянии. Дельфы располагали огромным капиталом, который образовался от взносов городов, от доходов с паломников, от храмовых ярмарок и ростовщических сделок.

    Всем этим и объясняется та борьба, которая развернулась между городами-государствами за влияние и голоса в Дельфийской амфиктионии.

    Источник:

    «Всемирная история (4 том). Эллинистический период».  Под редакцией А.Н. Бодак, И.Е. Войнич

  • главная