Дельфийско-Фермопильская
амфиктиония.
Международным институтом в Греции были
амфиктионии - религиозные союзы, которые
возникли возле святилища какого-либо особо чтимого божества. В эти союзы входили племена, которые жили возле святилища
независимо от их родственных отношений.
Первоначальной целью амфиктионий были общие жертвоприношения
и празднества в честь почитаемого божества, защита храма и его сокровищ, а также защита от святотатцев – нарушителей священных обычаев.
Во время празднования запрещалось вести войны, провозглашался мир – иеромения.
В Древней Греции существовало много амфиктионий.
Самой древней и наиболее влиятельной была Дельфийско-Фермопильская амфиктиония.
Она образовалась из двух амфиктионий – Дельфийской при храме Аполлона в Дельфах
и Фермопильской при храме Деметры. В Дельфийско-Фермопильскую амфиктионию
входило 12 племен.
Верховным органом амфиктионии было общее собрание.
Оно созывалось два раза в год - весной и
осень – Фермопилах и Дельфах.
Дельфийско-Фермопильская амфиктиония представляла
собой значительную политическую силу, которая оказывала огромное влияние на международную политику Греции. В руках Дельфийско-Фермопильской
амфиктионии была сосредоточена и светская, и духовная власть. Дельфийские жрецы
объявляли и превращали войну. Назначали и
смещали общих правителей, входящих в амфиктионию.
Жрецы считались вестниками воли Аполлона. Согласно приданию у дельфийских жрецов имелись
«тайные книги», в которых содержались
древние предсказания. Читать эти книги разрешалось только тем, кто
признавался потомком самого Аполлона, т.е. жрецам или царям.
Могущественным орудием в руках греческих жрецов были
«священные войны», которые оно вело против всех, кто причинял какой-либо ущерб
святилищу Аполлона. В «священной войне» должны были принимать участие все члены
амфиктионии, связанные присягой.
Текст присяги гласил: «Не разрушать никакого города,
принадлежащего амфиктионии. Не отводить воды ни во время мира, ни во время
войны. Общими силами выступать против всякого нарушителя присяги, разорять его
город. Наказывать всеми средствами, имеющимися в распоряжении, всякого дерзнувшего
нарушить достояние Бога рукой или ногой».
Все политические договоры прямо или косвенно утверждались
дельфийским жречеством. По всем спорным вопросам международного права обращались в Дельфы. Сила жречества
заключалась не только в его духовном, но
и материальном влиянии. Дельфы располагали огромным капиталом, который
образовался от взносов городов, от доходов с паломников, от храмовых ярмарок и
ростовщических сделок.
Всем этим и объясняется та борьба, которая
развернулась между городами-государствами за влияние и голоса в Дельфийской амфиктионии.
Источник:
«Всемирная история (4 том). Эллинистический период». Под редакцией А.Н. Бодак, И.Е. Войнич…
главная