Комедии «Богатство» и «Женщины в народном собрании» драматурга Греции Аристофана (450-384 г до н.э.) и современность.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  • Комедии «Богатство» и «Женщины в народном собрании» драматурга Греции Аристофана (450-384 г до н.э.) и современность.

    Маски греческих актеров. Древняя Греция. Эрмитаж.  (Фото  Лимарева В.Н.)

    «Две последние из дошедших до нас комедии Аристофана – «Женщины в народном собрании»(392 г. до н.э.) и «Богатство (Плутос)»  (388 г до н.э.) - очень сильно отличаются от пьес, написанных во время Пелопонесской войны. Это социальная утопия.  Сильно смягчена политическая сатира и почти нет нападок на отдельных государственных деятелей. Это объясняется изменившимися условиями. (Критиковать было опасно).

    Государственная казна была пуста. Социальные противоречия внутри общества необычайно обострились. В то же время интерес к политическим делам упал. Народное собрание посещалось все меньше и меньше и властям приходилось принимать неимоверные усилия, чтобы собрать достаточное количество людей для принятия решения.

    В комедиях Аристофан  высмеивает толпу в её стремлении вести праздный образ жизни.

  • Философия Платона. Трутни в демократическом государстве.
  •  

    Вождь демократов Агиррий установил вознаграждение  посещающим собрание в один обол, затем увеличил его до 3 оболов. Это вознаграждение часто было единственным источником существования для низших слоев городского населения.  Получившие деньги хвалят Агиррия сверх всякой меры.  В то же время те, кто не получал деньги за посещение собраний считали Агиррия бесчестным человеком.

    Тяжелый кризис начала 4 века до н.э., резкое имущественное расслоение внутри греческих общин, обнищание больших масс свободных граждан, заставляют искать новые формы государственного строя; появляются социальные утопии, авторы которых стараются найти выход из создавшегося положения.  В комедиях поднимается вопрос: как уничтожить имущественное неравенство, улучшить финансовое положение государства.

    В комедии «Женщины в народном собрании» Аристофан устами Праксагоры критикует деятельность властей. Город управляется дурными правителями, и когда кто-нибудь из них честен один день, то десять дней он бесчестен. Но если назначить другого, то будет ещё хуже.

     (В.В. Головня. Аристофан»)

     

    Головки статуэток  греческих актеров. Древняя Греция. Эрмитаж.  (Фото  Лимарева В.Н.)

    Великий драматург Древней Греции   Аристофан (450-384 г до н.э.)  жил в наше время. Не в буквальном конечно смысле,  а в переносном. 

    Третий период его  творчества (392-388 г до н.э.) жизни великого драматурга в соответствии с «теорией этногенеза» соответствует (2008- 2012  г).     

     

    Примечание.

    В соответствие  с «теорией этногенеза»   в  начале 4 века до н.э. Древняя Греция вступила завершающую стадию своего развития  в фазу Обскурация (Старость), период надлом.

    Современная Западная цивилизация вступила в завершающую стадию своего развития  в фазу Обскурация (Старость), период  надлом.

     

    Часть 1. Комедия Аристофана «Женщины в народном собрании».

    В комедии «Женщины в народном собрании» высмеивается утопическое желание привести к власти женщин и составить законы в соответствии их  взглядами на жизнь.

    Нужно сказать, что приход к женщин к власти, почти всегда является признаком  надвигающейся старости в обществе, предвестником разрушения цивилизованного общества.

     Аристофан в комедии указывает на те особенности женской психологии, которые губительны для общества в тех случаях, когда женщина приобретает власть.  

    «Женщины приверженцы к установленному укладу  и не имеют склонности к переменам. Они изводят своих мужей, имеют любовников, любят лакомства, несмешанное вино. Доверяя женщинам государство не надо спрашивать, что они намереваются делать. Будучи матерями, они, конечно, будут заботиться о спасении солдат.

    Добывая деньги, они очень изобретательны и их трудно обмануть, так как они сами привыкли обманывать».

     (В.В. Головня. Аристофан»)

    Вот какие перемены предлагает став правителем Праксагора в комедии «Женщины в народном собрании».

    При управлении женщин земля, деньги и всякое другое имущество будет сделано общим достоянием. Землю будут обрабатывать рабы. Исчезнут неравенство и нищета: у всех будет хлеб и мясо и одежда, и прочие блага. Вводится так же общность мужей и жен. Менее красивые мужчины получат преимущество перед красавцами; такой порядок будет введен для всех женщин. Женщины, имеющие высокий статус, будут иметь право выбирать себе любого мужчину.

    ( В пьесе, юношу пришедший на свидание к молодой девушке, перехватывает старуха и, ссылаясь на закон, тащит его к себе, у старухи юношу перехватывает ещё более древняя старуха….)

    Жизнь должна быть сплошным праздником: она (Праксагора) обещает устраивать  роскошные пиры для мужчин. Жизнь мужчин будет проходить среди пиров и наслаждений, при абсолютном безделье мужчин. Все будут вести праведный образ жизни.

    (Правительница Праксагора закатывает  пир на 30 тысяч граждан и угощает их изысканными блюдами…)

    В собрании возглавляемой Праксагорой  идет спор о том: нудно ли спускать на воду новые корабли, так как богатые не хотят нести эту повинность, а земледельцам вообще этого не нужно. И в конце Праксагора говорит: «Мы идем теперь ни под парусами, ни на веслах».

    Но  Аристофан поднимает вопрос: если мужчины и женщины все время будут проводить в празднестве: кто же будет добывать рабов, на которых Праксагора возлагает обязанность выполнение  всех работ в государстве, ведь для добычи рабов нужны и корабли и тяжелый труд воинов, подвергающие себя опасности.

     

  • Женщины прорываются к власти, когда общество вступает в фазу обскурация (старость).
  •  

    Маски греческих актеров. Древняя Греция. Эрмитаж.  (Фото  Лимарева В.Н.)

    Часть 2. Комедия Аристофана «Богатство (Плутос)» 

    В комедии «Богатство (Плутос)»  говорится о вечном недовольстве бедных людей, считающих, что богатство находится в руках негодяев, жуликов и воров, т.е. людей начесных.

    «Если взглянуть на человеческую жизнь, то нельзя не признать её безумной. Негодяи богаты, а честные люди голодают и терпят всякое зло».

    (В.В. Головня. Аристофан»)

    В пьесе мелкий землевладелец Хремил, терпящий нужду  обеспокоен будущем сына. Он отправляется в Дельфы, чтобы спросить у оракула: «Следует ли его единственному сыну  вступить на неправильный путь и стать мошенником, как делают богатые люди, чтобы он мог избавиться от бедности».

    Оракул ответил, что когда Хремил выйдет их храма, он увидит слепого старого человека, которого он должен убедить в необходимости посетить свой дом.

    Хремил так и сделал, слепым старцем оказался  бог Плутос (Богатсво). Зевс ослепил его ещё ребенком, когда Плутос сказал ему, что будет посещать только праведных.

    После прихода Плутоса в дом Хремила, Хремил поправил свои дела и становится богатым  человеком.

    Хремил со своим другом Блепсидем решают отвести Плутоса в святилище бога Асклепия, чтобы он там излечился от недуга, т.е. прозрел.

    В храме Асклепия Плутоса осмотрел сам Асклепий, который  протер глаза больного чистой тряпочкой, затем покрыл пурпурным покрывалом, потом выползли змеи, которые стали лизать через покрывало глаза Плутоса, и бог прозрел.

     Прогревшего Плутоса встретила ликующая толпа. Плутос сказал, что он стыдится, что богатство принадлежит  негодяям: теперь только честные люди будут получать богатство.

    Толпа ликует, когда нечестные люди лишаются своего богатства; Доносчик лишается своего и имущества, богатая старая женщина лишается богатства и любовников.

    Но между тем страдают сами боги: плачет Гермес (бог покровитель воров, ораторов и торговцев), т.к. ему перестают приносить жертвы, плачут жрецы храмов. 

    Лишаются богатства владельцы мастерских, нажившихся на торговле оружием, судовладельцы вместе со спекулянтами хлебом, банкиры, ростовщики, политиканы, запускавшие руки в государственную казну. В то же время крестьяне, с трудом перебивавшиеся со дня на день, люди предприимчивые не стеснены в средствах и увеличивают свое благосостояние.

     

    В комедии идет полемика вокруг труднооспоримого  тезисе выдвинутого софистами о значении бедности. Если богатство разделить  поровну, то кто захочет заниматься трудом. Никто не станет пахать землю, плавить руду, строить суда, дубить кожу…Рабов не хватит, чтобы делать всю работу в государстве.  Получится, что и при богатстве люди будут терпеть трудности. Бедность же, как хозяйка в доме побуждает ремесленников работать. Не богатство, а бедность помогает стать лучшим и духом и телом.

  • Комедия Аристофана «Богатство (Плутос)» и современность.
  • Полный ребенок. Музей Асклепия. Пелопоннес. 4-1 век до н.э.  (Фото  Лимарева В.Н.)

  • главная